Не работает звук на компьютере в Windows 10: как исправить

57

Windows 10 – наиболее современная операционная система, на которую перешло большое количество пользователей со старых версий ОС от компании Microsoft. Несмотря на расширенный функционал и обновленный интерфейс, “десятку” пока сложно назвать в полной мере стабильной, что подтверждается периодическими проблемами в использовании ее отдельных компонентов. В данной статье будут описаны особенности решения проблем со звуком и настройками устройств, отвечающих за воспроизведение аудио в Windows 10.

Проблемы с “железом”

Одна из потенциальных причин проблем со звуком – устаревшая аппаратная часть компьютера. Установленная в нем отдельная или встроенная звуковая карта может быть несовместимой с Windows 10  и не поддерживаться новой ОС. Поэтому, после установки “десятки”, необходимо проверить компьютер на возможные проблемы с так называемым “железом”:

  1. Проверяем совместимость используемого звукового устройства с ОС на официальном сайте Microsoft или при помощи соответствующих утилит от сторонних производителей.
  2. Если устройство совместимо, следует проверить его исправность на другом компьютере с такой же установленной операционной системой.
  3. Далее проверяем внешнее состояние гнезда аудиовыхода, штекера и проводов используемых акустических систем или наушников на предмет физического повреждения. Желательно проверить акустику на рабочем устройстве, чтобы исключить ее неисправность, как причину отсутствия звука.
  4. Если устройство оборудовано дополнительными гнездами аудиовыхода на передней панели, пробуем с их помощью диагностировать состояние акустической системы или наушников.
  5. Если описанные выше меры не помогли исправить проблему, переходим к возможным ошибкам в используемых программных компонентах ОС.

Проблемы с программным обеспечением

В Windows 10 существует эффективный инструмент диагностики системы, позволяющий решить большую часть возможных проблем программного характера – Мастер устранения неполадок. Алгоритм его использования приведен ниже.

  1. Кликаем правой кнопкой мыши по значку динамика, который расположен в правом нижнем углу Панели задач, и выбираем в появившемся контекстном меню пункт “Устранение неполадок со звуком”.Запуск мастера устранения неполадок со звуком через контекстное меню
  2. Ждем, пока мастер обнаружения проблем с воспроизведением звука, проведет диагностику ОС.Процесс обнаружения проблем со звуком
  3. В случае, если диагностика показала, что устройство воспроизведения выключено, система предложит включить его. Для этого выбираем в появившемся окне пункт “Применить это исправление”.Включение устройства воспроизведения звука через мастер устранения неполадок
  4. Довольно часто на компьютере устанавливается дополнительная звуковая карта или прочее устройство звукозаписи. Тогда выбираем то устройство, проблемы с работоспособностью которого хотим устранить.Выбор звукового устройства для устранения неполадок
  5. В процессе дальнейшей работы Мастер устранения неполадок предложит настроить использование звуковых эффектов и дополнительных параметров звука для улучшения качества его звучания.Запуск меню улучшения звука для выключения звуковых эффектов
  6. В открывшемся окне (вкладка “Улучшения”) отключаем все звуковые эффекты, убирав галочку с соответствующего чекбокса. Более опытные пользователи могут воспользоваться списком эффектов и индивидуально включить или выключить отдельные пункты. Далее жмем ОК.Отключение звуковых эффектов через свойства улучшения звука
  7. На следующем шаге система предложит протестировать звук, чтобы определить насколько установленный аудиодрайвер соответствует требованиям пользователя.Воспроизведение тестовых звуков для проверки корректности настроек
  8. После прослушивания тестовых звуков, выбираем одно из следующих действий:
    • звук нас устраивает – жмем “Хорошо”;
    • звук не устраивает – жмем “Плохо” и переходим к переустановке драйвера устройства (как это сделать – описано ниже);
    • звука нет – жмем “Ничего не слышно” и также переходим к переустановке драйвера устройства.Оценка воспроизведения звука после изменения настроек
  9. Окно с информацией о завершении диагностики оповестит нас о том, что Мастер устранения неполадок завершил работу по поиску и исправлению проблемы с воспроизведением звука. Здесь также будет приведен список обнаруженных и исправленных проблем. На этом работа Мастера закончена – закрываем окно.Завершение работы мастера устранения неполадок со звуком

Если проблему устранить не удалось, следует перейти к следующему этапу диагностики. Часто проблемы воспроизведения звука связаны со старыми или несовместимыми драйверами звуковой карты, которые не позволяют ему корректно работать под управлением ОС. Мастер диагностики способен выявить эту проблему, как это было показано выше. Чтобы понять, как ее исправить, рассмотрим подробнее процедуру обновления драйверов звукового устройства в следующем разделе статьи.

Обновление драйвера аудиоустройства

Для обновления драйвера звуковой карты можно воспользоваться сайтом производителя и скачать оттуда последнюю версию для нашей операционной системы. Но сделать это самостоятельно достаточно сложно, даже для опытного пользователя. Поэтому опишем процесс, который позволяет обновить драйвер звукового устройства при помощи встроенных инструментов Windows 10.

  1. Щелкнув правой кнопкой мыши по значку меню Пуск (или используя сочетание клавиш Win+X) запускаем контекстное меню, в котором кликаем по пункту “Диспетчер устройств”.Запуск Диспетчера устройств через контекстное меню Пуск
  2. В появившемся списке оборудования:
    • раскрываем данный раздел, нажав стрелку слева от названия, чтобы найти нужное звуковое устройство;
    • нажимаем правую кнопку мыши на названии группы “Звуковые, игровые и видеоустройства” и в появившемся меню выбираем пункт “Обновить конфигурацию оборудования”;Обновление конфигурации звуковых устройств в Диспетчере устройств
    • если пункт “Звуковые, игровые и видеоустройства отсутствует”, находим пункт “Неизвестные устройства”. В нем находятся все устройства, которые система не смогла самостоятельно идентифицировать и установить необходимые драйверы.
  3. Нажимаем правую кнопку мыши на самом устройстве и в появившемся меню выбираем пункт “Обновить драйвер”.Обновление драйвера звуковой карты в Диспетчере устройств
  4. Выбираем способ поиска драйвера – “Автоматический поиск обновленных драйверов”.Выбор способа поиска драйверов
  5. Система начнет поиск необходимых драйверов звукового устройства в сетиПоиск драйверов звуковой карты в сети
  6. Затем возможны два варианта:
    • Найдена более свежая версия драйверов. В этом случае, начнется их скачивание.Скачивание драйверов звуковой карты
    • Самые свежие драйверы уже установлены. В этом случае, просто закрываем окно обновления и дальнейшие шаги данного раздела можно не выполнять, так как с драйверами у нас все хорошо.Результаты поиска драйверов звуковой карты в сети
  7. В случае обнаружения новых драйверов будет произведена их установка.Установка драйверов звуковой карты
  8. После успешного окончания процесса установки система выдаст соответствующее сообщение.Завершение процесса обновления драйверов звуковой карты
  9. После того, как драйверы были установлены, перезагружаем компьютер и проверяем результат.

Выключенный звук

Иногда причина отсутствия звука банальна и проста – пользователь до конца убавил громкость в настройках или просто отключил звук.

  1. Чтобы исключить этот вариант, проверяем состояние значка динамика в правом нижнем углу панели задач. Если он изображен с крестиком, то звук отключен.
  2. Щелкаем по значку левой клавишей мыши. В появившемся окне регулировки громкости двигаем бегунок вправо либо щелкаем по значку динамика.
  3. Проверяем, появился ли звук и выставляем нужную громкость.Включение звука и регулировка громкости на Панели задач

Ошибки в настройке конфигурации

Это раздел предназначен для ситуаций, когда на компьютере или ноутбуке установлено несколько звуковых устройств, некоторые из которых на само деле не предназначены для воспроизведения звука (например, устройства звукозаписи и захвата звука), но выбраны в качестве таковых. Опишем последовательность шагов для восстановления корректной работы звука.

  1. Кликаем правой кнопкой мыши на значке динамика, расположенном в правом углу Панели задач и выбираем в появившемся контекстном меню пункт “Устройства воспроизведения”.Открытие списка устройств воспроизведения звукаПримечание: Если данный пункт отсутствует, то на Вашем компьютере установлено одно звуковое устройство, и причина не в описанной в начале этого раздела проблеме.
  2. В открывшемся окне (вкладка “Воспроизведение”) с перечнем устройств выбираем необходимое, кликаем по нему и назначаем устройством по умолчанию, нажав на соответствующую кнопку.Выбор устройства воспроизведения звука по умолчанию
  3. Если в списке устройств воспроизведения отсутствует необходимое, повторяем последовательность действий, описанных в разделе 2 данной статьи, обновив драйверы или включив отключенное устройство.
  4. Далее переходим к настройкам выбранного по умолчанию устройства, дважды кликнув по нему левой кнопкой мыши. В открывшемся окне свойств проверяем поле “Применение устройства”. При необходимости выбираем из выпадающего списка параметр “Использовать это устройство (вкл.)”. Далее нажимаем ОК.Программное включение устройства
  5. Если после выполнения данных шагов проблема не решена, пробуем перезагрузить компьютер.

Отсутствие звука при воспроизведении музыки и видео

Данный раздел посвящен ситуациям, когда проблемы с воспроизведением звука присутствуют только во время прослушивания музыки или просмотра видео. Если это так, то в большинстве случаев “виновником” является используемые для воспроизведения плеер или программные кодеки. Кодек представляет собой алгоритм кодирования и декодирования аудио- и видео потоков, который может отличаться для различных производителей приложений.

Чтобы решить проблему следует воспользоваться одним из следующих вариантов действий:

  • обновить пакет используемых видео- и аудио кодеков (например, “K-Lite Codec Pack”), загрузив их с официальных сайтов разработчиков.
  • обновить сам плеер, проверив наличие свежих версий, в которых, в том числе, должен быть обновлен и набор используемых кодеков;
  • если проблемы со звуком возникают при просмотре или прослушивании контента через интернет – стоит обновить версию браузера и Flash-плеера.
    ВАЖНО: пользуйтесь только официальными источниками. Так, последние версии Flash-плеера рекомендуется скачивать только с сайта компании Adobe (https://get.adobe.com/ru/flashplayer/).

Отсутствие системных звуков

При работе в ранних версиях Windows системные звуки воспроизводились для большого списка событий ОС, и многие пользователи, после перехода на “десятку”, не могут привыкнуть к значительно меньшему их количеству или полному отсутствию.

Это связано как с политикой компании Microsoft, которая целенаправленно снижает количество используемых звуковых схем и самих звуков, не считая это направление развития приоритетным и востребованным, так и с необходимостью дополнительных настроек звуковых схем силами пользователя.

В этом разделе подробно разберем, как включить звуки для конкретных событий.

  1. Кликаем правой кнопкой мыши по значку динамика, расположенному в правом углу Панели задач и выбираем в появившемся контекстном меню пункт “Звуки”.Запуск настроек системных звуков на Панели задач
  2. В перечне звуковых схем (вкладка “Звуки”) выбираем пункт “По умолчанию”.Выбор звуковой схемы Windows
  3. Теперь выбираем из списка ниже нужное программное событие.Выбор события для изменения системного звука
  4. Ищем и кликаем по требуемому звуку.Выбор системного звука для конкретного события
  5. Жмем “Проверить”, чтобы прослушать выбранный звук и при необходимости заменить его.Проверка назначенного системного звука для для программного событияМожно добавить в систему свои мелодии (через кнопку “Обзор”), предварительно конвертировав их в wav-формат. Однако на практике такая потребность возникает крайне редко.
  6. По готовности нажимаем кнопку ОК.

Проверка корректности настроек BIOS

Меню BIOS крайне редко используется обычными пользователями, однако, отключенное в нем устройство для воспроизведения звука невозможно потом включить средствами операционной системы.

Поэтому, если ни один из описанных выше вариантов не помог, попробуйте проверить состояние опции “AC 97”, “High Definition Audio”, “OnBoard Audio Function” или прочих подобных вариантов ее названий в разделе “Integrated Peripherals” (название раздела должно обозначать встроенные устройства).

Параметр должен быть установлен как “Enabled” (Включен).

Включение или отключение встроенного звукового адаптера в меню BIOS

Чтобы попасть в меню BIOS, нужно использовать при включении ПК специально предназначенные для этого клавиши на клавиатуре, которые могут отличаться в зависимости от модели ПК и установленной материнской платы. Рекомендуется искать данную информацию в сопроводительных документах, инструкциях к компьютеру, а также на сайте производителя и проверенных источниках в Интернете.

Заключение

Таким образом, существует большое количество вариантов программных и аппаратных неисправностей, которые являются причиной отсутствия звука в Windows 10. Описанные выше способы решения проблемы в большинстве случаев позволяют исправить ситуацию и восстановить работоспособность звуковых устройств компьютера.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Введите свой комментарий
Пожалуйста, введите свое Имя