Windows 10 — наиболее современная операционная система, на которую перешло большое количество пользователей со старых версий ОС от компании Microsoft. Несмотря на расширенный функционал и обновленный интерфейс, «десятку» пока сложно назвать в полной мере стабильной, что подтверждается периодическими проблемами в использовании ее отдельных компонентов. В данной статье будут описаны особенности решения проблем со звуком и настройками устройств, отвечающих за воспроизведение аудио в Windows 10.
Проблемы с «железом»
Смотрите также: «Как настроить микрофон на Windows 10»
Одна из потенциальных причин проблем со звуком — устаревшая аппаратная часть компьютера. Установленная в нем отдельная или встроенная звуковая карта может быть несовместимой с Windows 10 и не поддерживаться новой ОС. Поэтому, после установки «десятки», необходимо проверить компьютер на возможные проблемы с так называемым «железом»:
- Проверяем совместимость используемого звукового устройства с ОС на официальном сайте Microsoft или при помощи соответствующих утилит от сторонних производителей.
- Если устройство совместимо, следует проверить его исправность на другом компьютере с такой же установленной операционной системой.
- Далее проверяем внешнее состояние гнезда аудиовыхода, штекера и проводов используемых акустических систем или наушников на предмет физического повреждения. Желательно проверить акустику на рабочем устройстве, чтобы исключить ее неисправность, как причину отсутствия звука.
- Если устройство оборудовано дополнительными гнездами аудиовыхода на передней панели, пробуем с их помощью диагностировать состояние акустической системы или наушников.
- Если описанные выше меры не помогли исправить проблему, переходим к возможным ошибкам в используемых программных компонентах ОС.
Проблемы с программным обеспечением
В Windows 10 существует эффективный инструмент диагностики системы, позволяющий решить большую часть возможных проблем программного характера — Мастер устранения неполадок. Алгоритм его использования приведен ниже.
- Кликаем правой кнопкой мыши по значку динамика, который расположен в правом нижнем углу Панели задач, и выбираем в появившемся контекстном меню пункт «Устранение неполадок со звуком».
- Ждем, пока мастер обнаружения проблем с воспроизведением звука, проведет диагностику ОС.
- В случае, если диагностика показала, что устройство воспроизведения выключено, система предложит включить его. Для этого выбираем в появившемся окне пункт «Применить это исправление».
- Довольно часто на компьютере устанавливается дополнительная звуковая карта или прочее устройство звукозаписи. Тогда выбираем то устройство, проблемы с работоспособностью которого хотим устранить.
- В процессе дальнейшей работы Мастер устранения неполадок предложит настроить использование звуковых эффектов и дополнительных параметров звука для улучшения качества его звучания.
- В открывшемся окне (вкладка «Улучшения») отключаем все звуковые эффекты, убирав галочку с соответствующего чекбокса. Более опытные пользователи могут воспользоваться списком эффектов и индивидуально включить или выключить отдельные пункты. Далее жмем ОК.
- На следующем шаге система предложит протестировать звук, чтобы определить насколько установленный аудиодрайвер соответствует требованиям пользователя.
- После прослушивания тестовых звуков, выбираем одно из следующих действий:
- Окно с информацией о завершении диагностики оповестит нас о том, что Мастер устранения неполадок завершил работу по поиску и исправлению проблемы с воспроизведением звука. Здесь также будет приведен список обнаруженных и исправленных проблем. На этом работа Мастера закончена — закрываем окно.
Если проблему устранить не удалось, следует перейти к следующему этапу диагностики. Часто проблемы воспроизведения звука связаны со старыми или несовместимыми драйверами звуковой карты, которые не позволяют ему корректно работать под управлением ОС. Мастер диагностики способен выявить эту проблему, как это было показано выше. Чтобы понять, как ее исправить, рассмотрим подробнее процедуру обновления драйверов звукового устройства в следующем разделе статьи.
Обновление драйвера аудиоустройства
Смотрите также: «Где хранятся временные файлы в Windows 10: как удалить»
Для обновления драйвера звуковой карты можно воспользоваться сайтом производителя и скачать оттуда последнюю версию для нашей операционной системы. Но сделать это самостоятельно достаточно сложно, даже для опытного пользователя. Поэтому опишем процесс, который позволяет обновить драйвер звукового устройства при помощи встроенных инструментов Windows 10.
- Щелкнув правой кнопкой мыши по значку меню Пуск (или используя сочетание клавиш Win+X) запускаем контекстное меню, в котором кликаем по пункту «Диспетчер устройств».
- В появившемся списке оборудования:
- раскрываем данный раздел, нажав стрелку слева от названия, чтобы найти нужное звуковое устройство;
- нажимаем правую кнопку мыши на названии группы «Звуковые, игровые и видеоустройства» и в появившемся меню выбираем пункт «Обновить конфигурацию оборудования»;
- если пункт «Звуковые, игровые и видеоустройства отсутствует», находим пункт «Неизвестные устройства». В нем находятся все устройства, которые система не смогла самостоятельно идентифицировать и установить необходимые драйверы.
- Нажимаем правую кнопку мыши на самом устройстве и в появившемся меню выбираем пункт «Обновить драйвер».
- Выбираем способ поиска драйвера — «Автоматический поиск обновленных драйверов».
- Система начнет поиск необходимых драйверов звукового устройства в сети
- Затем возможны два варианта:
- В случае обнаружения новых драйверов будет произведена их установка.
- После успешного окончания процесса установки система выдаст соответствующее сообщение.
- После того, как драйверы были установлены, перезагружаем компьютер и проверяем результат.
Выключенный звук
Иногда причина отсутствия звука банальна и проста — пользователь до конца убавил громкость в настройках или просто отключил звук.
- Чтобы исключить этот вариант, проверяем состояние значка динамика в правом нижнем углу панели задач. Если он изображен с крестиком, то звук отключен.
- Щелкаем по значку левой клавишей мыши. В появившемся окне регулировки громкости двигаем бегунок вправо либо щелкаем по значку динамика.
- Проверяем, появился ли звук и выставляем нужную громкость.
Ошибки в настройке конфигурации
Это раздел предназначен для ситуаций, когда на компьютере или ноутбуке установлено несколько звуковых устройств, некоторые из которых на само деле не предназначены для воспроизведения звука (например, устройства звукозаписи и захвата звука), но выбраны в качестве таковых. Опишем последовательность шагов для восстановления корректной работы звука.
- Кликаем правой кнопкой мыши на значке динамика, расположенном в правом углу Панели задач и выбираем в появившемся контекстном меню пункт «Устройства воспроизведения».Примечание: Если данный пункт отсутствует, то на Вашем компьютере установлено одно звуковое устройство, и причина не в описанной в начале этого раздела проблеме.
- В открывшемся окне (вкладка «Воспроизведение») с перечнем устройств выбираем необходимое, кликаем по нему и назначаем устройством по умолчанию, нажав на соответствующую кнопку.
- Если в списке устройств воспроизведения отсутствует необходимое, повторяем последовательность действий, описанных в разделе 2 данной статьи, обновив драйверы или включив отключенное устройство.
- Далее переходим к настройкам выбранного по умолчанию устройства, дважды кликнув по нему левой кнопкой мыши. В открывшемся окне свойств проверяем поле «Применение устройства». При необходимости выбираем из выпадающего списка параметр «Использовать это устройство (вкл.)». Далее нажимаем ОК.
- Если после выполнения данных шагов проблема не решена, пробуем перезагрузить компьютер.
Отсутствие звука при воспроизведении музыки и видео
Данный раздел посвящен ситуациям, когда проблемы с воспроизведением звука присутствуют только во время прослушивания музыки или просмотра видео. Если это так, то в большинстве случаев «виновником» является используемые для воспроизведения плеер или программные кодеки. Кодек представляет собой алгоритм кодирования и декодирования аудио- и видео потоков, который может отличаться для различных производителей приложений.
Чтобы решить проблему следует воспользоваться одним из следующих вариантов действий:
- обновить пакет используемых видео- и аудио кодеков (например, «K-Lite Codec Pack»), загрузив их с официальных сайтов разработчиков.
- обновить сам плеер, проверив наличие свежих версий, в которых, в том числе, должен быть обновлен и набор используемых кодеков;
- если проблемы со звуком возникают при просмотре или прослушивании контента через интернет — стоит обновить версию браузера и Flash-плеера.
ВАЖНО: пользуйтесь только официальными источниками. Так, последние версии Flash-плеера рекомендуется скачивать только с сайта компании Adobe (https://get.adobe.com/ru/flashplayer/).
Отсутствие системных звуков
При работе в ранних версиях Windows системные звуки воспроизводились для большого списка событий ОС, и многие пользователи, после перехода на «десятку», не могут привыкнуть к значительно меньшему их количеству или полному отсутствию.
Это связано как с политикой компании Microsoft, которая целенаправленно снижает количество используемых звуковых схем и самих звуков, не считая это направление развития приоритетным и востребованным, так и с необходимостью дополнительных настроек звуковых схем силами пользователя.
В этом разделе подробно разберем, как включить звуки для конкретных событий.
- Кликаем правой кнопкой мыши по значку динамика, расположенному в правом углу Панели задач и выбираем в появившемся контекстном меню пункт «Звуки».
- В перечне звуковых схем (вкладка «Звуки») выбираем пункт «По умолчанию».
- Теперь выбираем из списка ниже нужное программное событие.
- Ищем и кликаем по требуемому звуку.
- Жмем «Проверить», чтобы прослушать выбранный звук и при необходимости заменить его.Можно добавить в систему свои мелодии (через кнопку «Обзор»), предварительно конвертировав их в wav-формат. Однако на практике такая потребность возникает крайне редко.
- По готовности нажимаем кнопку ОК.
Проверка корректности настроек BIOS
Меню BIOS крайне редко используется обычными пользователями, однако, отключенное в нем устройство для воспроизведения звука невозможно потом включить средствами операционной системы.
Поэтому, если ни один из описанных выше вариантов не помог, попробуйте проверить состояние опции «AC 97», «High Definition Audio», «OnBoard Audio Function» или прочих подобных вариантов ее названий в разделе «Integrated Peripherals» (название раздела должно обозначать встроенные устройства).
Параметр должен быть установлен как «Enabled» (Включен).
Чтобы попасть в меню BIOS, нужно использовать при включении ПК специально предназначенные для этого клавиши на клавиатуре, которые могут отличаться в зависимости от модели ПК и установленной материнской платы. Рекомендуется искать данную информацию в сопроводительных документах, инструкциях к компьютеру, а также на сайте производителя и проверенных источниках в Интернете.
Заключение
Таким образом, существует большое количество вариантов программных и аппаратных неисправностей, которые являются причиной отсутствия звука в Windows 10. Описанные выше способы решения проблемы в большинстве случаев позволяют исправить ситуацию и восстановить работоспособность звуковых устройств компьютера.
Смотрите также: «Как отключить кейлоггер в Windows 10»